Logo
03 мая 2018 От шины до машины: как производить топливо из старых покрышек

О ПРОШЛОМ.

История этого проекта началась в 2003 году после того, как один из участников будущей конструкторской группы прочитал статью в одном американском журнале о пожаре на свалке в штате Калифорния (тогда воспламенение 42 млн шин не могли потушить около месяца). Возник резонный вопрос: есть в России подобные свалки шин и есть ли вероятность воспламенения неутилизированных шин у нас? Оказалось, что есть. Сейчас шины либо складируют на открытой местности, либо закапывают - оба способа не являются экологичными, так как при таких условиях резина разлагается более 100 лет с выделением токсичных веществ.

ДЛЯ СПРАВКИ

Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются от 35 до 40 млн. тонн при ежегодном приросте не менее 7 млн. тонн. На европейские страны приходится 3 млрд штук «накоплений» изношенных автошин (около 2 млн. тонн). Ежегодно только в США накапливается более 280 миллионов штук использованных автопокрышек. Ежегодно в России приходит в негодность более 1 тонн покрышек, только в Москве эта цифра достигает 100 -120 тысяч, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 80 тысяч тонн.

Обосновав важность проблемы, сотрудники Хабаровского регионального научно-технического центра провели исследовательские работы по технологии переработки резинотехнических отходов (РТО). Перед конструкторами стояла задача разработать и изготовить опытно-промышленную установку, обеспечивающую переработку резинотехнических отходов с возможностью использования продуктов переработки. За работу принялась группа из 5 человек, в числе которых был нынешний участник АНО «АСИР», Евгений Николаевич Науменко. Основным процессом переработки был принят низкотемпературный пиролиз, он не требует сложного оборудования, легко контролируются параметры процесса, энергоэкономичен. В течение нескольких месяцев были проведены научные разработки, подготовлены чертежи, расчёты, макеты, начаты поиски финансов на создание промышленной модели.

Дальнейшему развитию проекта поспособствовало участие в грантовых программах, благодаря одной из них на разработку промышленной установки были получены 3 млн. рублей. Установка оборудования велась на базе Завода отопительного оборудования, управление которого не только предоставило помещение, но и организовало помощь рабочих в конструировании. Таким образом от момента изготовления до полной наладки и проверок соответствующими инстанциями прошло около 1,5 лет.

После испытания оборудования и доказательства его эффективности последовали участия в промышленных выставках и конкурсах научных проектов, в том числе и в V Московском международном салоне инноваций и инвестиций, на котором установка была награждена серебряной медалью. 

Все бы ничего, но инвесторы (а интересовались проектом многие) не решались вкладываться в еще неосвоенный бизнес. Так проект в поисках инвестиций существовал пока им не заинтересовались китайские предприниматели.

«Мне поступил звонок из Москвы и звонок из Китая с предложениями о сотрудничестве. Оказывается при консульстве в Хабаровске был консул по науке, и он заинтересовался установкой. Кстати, японцы тоже интересовались. Администрация города выпускала сборник с инвестиционными проектами города и этот сборник попал к консулу в руки. Переговоры в Москве ни к чему не привели, а китайцы предложили сделать установку, посмотреть работает ли. Для них важно было чтобы газ горел, сажа не пахла. Я поехал и проработал там 3,5 года», - пояснил Евгений Николаевич.

 

О НАСТОЯЩЕМ.

В настоящее время проект Евгения Николаевича прошел этап опытно-промышленной апробации и подтвердил свою эффективность. На фотографии представлены промышленные установки мощностью 3 тонн в год, функционирующие в Китае в городе Дзямусы на заводе по изготовлению комбайнов.

На фотографии: установка в городе Дзямусы (производительность 3 т/год)

Согласно проведенным анализам продуктов технологии, получаемая жидкая фаза состоит из углеводородов большей частью с предельными связями, близкая по своему составу к синтетической тяжелой нефти, которая может быть использована как в «сыром» виде (как топливо), так и пускаться в дальнейшую переработку с получением бензиновой, дизельной и мазутной фракции. Килограмм мазута стоит на рынке 10–12 рублей, а переработка 1000 кг покрышек дает примерно 300 кг такой жидкости по себестоимости 9-10 рублей. Имея высокую теплоту сгорания, эта жидкость применима на котельных установках.

Твердая фаза на 80% состоит из углерода, и может использоваться как сорбент для фильтрации сточных вод промышленных предприятий или как твердое печное топливо

Газ содержит более 32% метана, и, как правило, направляется на поддержание процесса пиролиза.

По заключению Ростехнадзора промышленная установка соответствует санитарно-техническим нормам и рекомендована к использованию.

На фотографии: заключение Хабаровского межрегионального управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора

О ТЕХНОЛОГИИ.

Перерабатывать шины в полезные продукты предлагается путем пиролиза.

ДЛЯ СПРАВКИ

Пиролиз – высокотемпературное разложение органических веществ с ограниченным доступом кислорода

Промышленная установка располагается в закрытом помещении и состоит из четырех отделений: отделения подготовки шин и загрузки, непосредственно отделения пиролиза, отделения разгрузки пиролизных камер и отделения хранения продуктов технологии.

Сырье загружают в камеры и нагревают до рабочей температуры (400-500°С), далее в течение технологического процесса происходит расщепление резины на газообразные, жидкие и твердые компоненты. Пиролизный газ отводится с установки в теплообменник, где при охлаждении разделяется на горючий газ и жидкость (состав которых зависит от сырья). Далее камеры поступают в отделения выгрузки, где из них извлекается технический углерод и металлокорд.

При таком условии переработки экологии наносится минимальный вред (по сравнению с альтернативными способами утилизации шин), также не возникает никаких производственных отходов, процесс относительно экономичный и требует минимальной затраты энергии, к тому же позволяет получить широкий спектр продуктов переработки, которые, стоит заметить, при необходимости могут быть использованы для дальнейшей переработки.

О БУДУЩЕМ.

Промышленные установки по переработке шин пиролизом появляются в России все чаще, однако их мощности не позволяют решить проблему утилизации РТО полностью. По оценкам ученых-экологов переработка пиролизом – один из самых безопасных для окружающей среды видов утилизации. Проект Евгения Николаевича – это шаг в сторону разумного ресурсопользования, причем этот шаг, сделанный грамотным конструктором-производственником еще и экономически выгодный.

На реализацию проекта в Хабаровском крае требуется 30-40 миллионов рублей. Эти средства пойдут на приобретение комплектующих, строительные работы, изготовление нестандартного оборудования, оплату аренды площадей и механизмов, на оплату заработных плат привлечённой рабочей силы и инженерно-технического персонала. При выходе на производственную мощность (3 тонн в год) прогнозируемая чистая прибыль будет составлять порядка 1,5 млн. в год.

Проект имеет запатентованную технологию, команду специалистов, находится на стадии поиска инвестиций и имеет реальные перспективы развития.

 

12 июля 2018

Мастер-класс "Инвестиции - это просто" пройдет в Хабаровске

15 июля 2018 года в Хабаровске состоится мастер-класс «Инвестиции - это просто». Встреча состоится в рамках цикла мероприятий, призванных повысить финансовую грамотность населения.

05 июля 2018

Открыт прием документов на конкурс "Лучший экспортёр Хабаровского края по итогам 2017 года"

Правительство Хабаровского края объявляет открытым прием документов для участия в ежегодном конкурсе «Лучший экспортер Хабаровского края по итогам 2017 года».

05 июля 2018

Инвестиционный климат при создании спортивной инфраструктуры обсудят на спортивном форуме «Хабаровск: один город – одна команда»

Форум «Хабаровск: один город – одна команда» пройдет в городе впервые и по задумке организаторов должен привлечь внимание создаст систему партнерства в разных сектора городской спортивной отрасли

25 июня 2018

Переход через улицы Муравьева-Амурского и Дикопольцева по корейским технологиям могут построить в Хабаровске

Исполняющий обязанности мэра города Сергей Кравчук провел переговоры с представителями южнокорейской компании LS Networks. На встрече удалось обсудить возможное сотрудничество по ряду инвестиционных проектов.

07 июня 2018

Стартовал отбор инвестпроектов для презентации на IV Восточном экономическом форуме

IV Восточный экономический форум пройдет с 11 по 13 сентября 2018 года во Владивостоке, участники обсуждят ключевые вопросы мировой экономики, возможности для экономического развития регионов и России в целом, заключаются договоры о межрегиональном и международном сотрудничестве

29 мая 2018

Хабаровский край занял 18 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Хабаровский край поднялся на 22 пункта и занял 18-е место. Рейтинг был озвучен в ходе Петербургского международного экономического форума.