Logo
03 мая 2018 От шины до машины: как производить топливо из старых покрышек

О ПРОШЛОМ.

История этого проекта началась в 2003 году после того, как один из участников будущей конструкторской группы прочитал статью в одном американском журнале о пожаре на свалке в штате Калифорния (тогда воспламенение 42 млн шин не могли потушить около месяца). Возник резонный вопрос: есть в России подобные свалки шин и есть ли вероятность воспламенения неутилизированных шин у нас? Оказалось, что есть. Сейчас шины либо складируют на открытой местности, либо закапывают - оба способа не являются экологичными, так как при таких условиях резина разлагается более 100 лет с выделением токсичных веществ.

ДЛЯ СПРАВКИ

Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются от 35 до 40 млн. тонн при ежегодном приросте не менее 7 млн. тонн. На европейские страны приходится 3 млрд штук «накоплений» изношенных автошин (около 2 млн. тонн). Ежегодно только в США накапливается более 280 миллионов штук использованных автопокрышек. Ежегодно в России приходит в негодность более 1 тонн покрышек, только в Москве эта цифра достигает 100 -120 тысяч, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 80 тысяч тонн.

Обосновав важность проблемы, сотрудники Хабаровского регионального научно-технического центра провели исследовательские работы по технологии переработки резинотехнических отходов (РТО). Перед конструкторами стояла задача разработать и изготовить опытно-промышленную установку, обеспечивающую переработку резинотехнических отходов с возможностью использования продуктов переработки. За работу принялась группа из 5 человек, в числе которых был нынешний участник АНО «АСИР», Евгений Николаевич Науменко. Основным процессом переработки был принят низкотемпературный пиролиз, он не требует сложного оборудования, легко контролируются параметры процесса, энергоэкономичен. В течение нескольких месяцев были проведены научные разработки, подготовлены чертежи, расчёты, макеты, начаты поиски финансов на создание промышленной модели.

Дальнейшему развитию проекта поспособствовало участие в грантовых программах, благодаря одной из них на разработку промышленной установки были получены 3 млн. рублей. Установка оборудования велась на базе Завода отопительного оборудования, управление которого не только предоставило помещение, но и организовало помощь рабочих в конструировании. Таким образом от момента изготовления до полной наладки и проверок соответствующими инстанциями прошло около 1,5 лет.

После испытания оборудования и доказательства его эффективности последовали участия в промышленных выставках и конкурсах научных проектов, в том числе и в V Московском международном салоне инноваций и инвестиций, на котором установка была награждена серебряной медалью. 

Все бы ничего, но инвесторы (а интересовались проектом многие) не решались вкладываться в еще неосвоенный бизнес. Так проект в поисках инвестиций существовал пока им не заинтересовались китайские предприниматели.

«Мне поступил звонок из Москвы и звонок из Китая с предложениями о сотрудничестве. Оказывается при консульстве в Хабаровске был консул по науке, и он заинтересовался установкой. Кстати, японцы тоже интересовались. Администрация города выпускала сборник с инвестиционными проектами города и этот сборник попал к консулу в руки. Переговоры в Москве ни к чему не привели, а китайцы предложили сделать установку, посмотреть работает ли. Для них важно было чтобы газ горел, сажа не пахла. Я поехал и проработал там 3,5 года», - пояснил Евгений Николаевич.

 

О НАСТОЯЩЕМ.

В настоящее время проект Евгения Николаевича прошел этап опытно-промышленной апробации и подтвердил свою эффективность. На фотографии представлены промышленные установки мощностью 3 тонн в год, функционирующие в Китае в городе Дзямусы на заводе по изготовлению комбайнов.

На фотографии: установка в городе Дзямусы (производительность 3 т/год)

Согласно проведенным анализам продуктов технологии, получаемая жидкая фаза состоит из углеводородов большей частью с предельными связями, близкая по своему составу к синтетической тяжелой нефти, которая может быть использована как в «сыром» виде (как топливо), так и пускаться в дальнейшую переработку с получением бензиновой, дизельной и мазутной фракции. Килограмм мазута стоит на рынке 10–12 рублей, а переработка 1000 кг покрышек дает примерно 300 кг такой жидкости по себестоимости 9-10 рублей. Имея высокую теплоту сгорания, эта жидкость применима на котельных установках.

Твердая фаза на 80% состоит из углерода, и может использоваться как сорбент для фильтрации сточных вод промышленных предприятий или как твердое печное топливо

Газ содержит более 32% метана, и, как правило, направляется на поддержание процесса пиролиза.

По заключению Ростехнадзора промышленная установка соответствует санитарно-техническим нормам и рекомендована к использованию.

На фотографии: заключение Хабаровского межрегионального управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора

О ТЕХНОЛОГИИ.

Перерабатывать шины в полезные продукты предлагается путем пиролиза.

ДЛЯ СПРАВКИ

Пиролиз – высокотемпературное разложение органических веществ с ограниченным доступом кислорода

Промышленная установка располагается в закрытом помещении и состоит из четырех отделений: отделения подготовки шин и загрузки, непосредственно отделения пиролиза, отделения разгрузки пиролизных камер и отделения хранения продуктов технологии.

Сырье загружают в камеры и нагревают до рабочей температуры (400-500°С), далее в течение технологического процесса происходит расщепление резины на газообразные, жидкие и твердые компоненты. Пиролизный газ отводится с установки в теплообменник, где при охлаждении разделяется на горючий газ и жидкость (состав которых зависит от сырья). Далее камеры поступают в отделения выгрузки, где из них извлекается технический углерод и металлокорд.

При таком условии переработки экологии наносится минимальный вред (по сравнению с альтернативными способами утилизации шин), также не возникает никаких производственных отходов, процесс относительно экономичный и требует минимальной затраты энергии, к тому же позволяет получить широкий спектр продуктов переработки, которые, стоит заметить, при необходимости могут быть использованы для дальнейшей переработки.

О БУДУЩЕМ.

Промышленные установки по переработке шин пиролизом появляются в России все чаще, однако их мощности не позволяют решить проблему утилизации РТО полностью. По оценкам ученых-экологов переработка пиролизом – один из самых безопасных для окружающей среды видов утилизации. Проект Евгения Николаевича – это шаг в сторону разумного ресурсопользования, причем этот шаг, сделанный грамотным конструктором-производственником еще и экономически выгодный.

На реализацию проекта в Хабаровском крае требуется 30-40 миллионов рублей. Эти средства пойдут на приобретение комплектующих, строительные работы, изготовление нестандартного оборудования, оплату аренды площадей и механизмов, на оплату заработных плат привлечённой рабочей силы и инженерно-технического персонала. При выходе на производственную мощность (3 тонн в год) прогнозируемая чистая прибыль будет составлять порядка 1,5 млн. в год.

Проект имеет запатентованную технологию, команду специалистов, находится на стадии поиска инвестиций и имеет реальные перспективы развития.

 

31 октября 2018

Международная бизнес-сессия «Развитие строительной индустрии» пройдет в Хабаровске

1 и 2 ноября в конференц-зале отеля «Сопка» пройдет бизнес-сессия между представителями японских и хабаровских строительных предприятий

29 октября 2018

Продолжается прием заявок на VIII Международный конкурс научных, научно-технических и инновационных разработок

Конкурс направлен на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли

25 октября 2018

Решение проблемы очистных под 2 % годовых

Одной из главных задач экономики является постоянное и непрерывное повышение энергоэффективности. К примеру, концерн Duke Energy (США) назвал энергоэффективность «пятым видом топлива» – наряду с углем, природным газом, атомной энергией и возобновляемыми источниками.

22 октября 2018

Перерабатывать мусор станет выгодно

В Правительстве подготовлен проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)", в рамках которого предполагается строительство 210 объектов по сортировке и комплексной переработке мусора

15 октября 2018

Итоги III Дальневосточного форума предпринимателей

13 октября завершился III Дальневосточный форум предпринимателей «Перспективы бизнеса в центрах экономического роста»

11 октября 2018

Поддержка инвестиций в экспорт станет главным направлением промышленной политики в ближайшие годы

Об этом стало известно после форума «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее», в рамках которого прошла сессия «Единое окно» для региональных инвестиционных проектов.